Тематика смен

 

  Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Департамент образования г. Екатеринбурга

 

УТВЕРЖДЕНА

Директор МАУ ДОЛ «Буревестник»

 ___________________О.Л. Морозов

_____ ___________________ 2018 г.


Муниципальное автономное учреждение

Детский оздоровительный лагерь

«Буревестник»

 

 

" Школа осенних каникул"

(ШОК)

Программа отдыха, оздоровления и развития детей

 

Срок реализации программы:  

 с 28.10.2018 по  04.11.2018

 

.

                                                         

 

 

 

Екатеринбург 2018г.

                  

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

 

  1. Полное название программы

Программа отдыха, оздоровления и развития детей оздоровительного лагеря «Школа осенних каникул»

  1. Цель

Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и  организации досуга детей во время осенних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

  1. Задачи

- Создание условий для организованного отдыха детей.

- Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

- Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

- Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

- Формирование у ребят навыков общения и толерантности.

  1. Тип лагеря

  Загородный  оздоровительный лагерь

  1. Направленность программы

 Социально-педагогическая

  1. Планируемые результаты:

Расширение диапазона знаний  о ценностях заботы об окружающем мире, сотрудничества и взаимопомощи;

   

  1. Автор программы

  Шипицына Л.И. зам. по ОМР

  1. Адрес организации

 Г. Сысерть  , 1,5 автомобильной дороги «Сысерть-Полевской»

  1. География участников

Воспитатели, вожатые, дети  г. Екатеринбурга

  1. Количество детей, участников программы

 

  1. Сроки проведения

 С 28.10.2018 по 4.11.2018г.

  1. Количество дней

 8

 

 

Пояснительная записка

                                                                                                             

                                                                                           Игры детей - вовсе не игры, и правильнее                             

                                                                                            смотреть на них как на самое значительное  

                                                                                         и глубокомысленное занятие этого возраста.                      

 

        Осень - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за 1 четверть, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.      Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст.

Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации осенних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.

Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.   Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа. Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

 

 

 

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников; 
  • модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

           Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты. В программе есть «Устав» лагеря, где прослеживаются правовые взаимоотношения педагогов и детей. Кроме этого в программе представлены  законы и правила,   описаны органы детского самоуправления, для   оформления лагеря  предложены рубрики «Пресс-центра». Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.  

         Программа разработана в соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», с постановлением Правительства Свердловской области № 900-ПП от 07.12.2017 «Об утверждении Стратегии развития воспитания в  Свердловской области до 2025», на основе Указа президента РФ № 583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра)» и предназначена для детей и подростков в возрасте от 6,5 до 17 лет.

                Досуг только тогда становится и временем отдыха и временем саморазвития, когда выбор деятельности основан на добровольности, интересе, удовольствии и психологическом комфорте.

      Грамотно организованный досуг ребят – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности, профилактика правонарушений. Досуг – школа поддержки любого ребёнка, и он объективно даёт ребёнку множество  шансов для самореализации.

Направленность программы – социально-педагогическая, что частично будет способствовать развитию личности в обозначенных пределах, создаст условия для полноценного отдыха детей, сохранения и укрепления их здоровья, для развития человека социально-полезного и творческого.

 

Цель программы:

               Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и  организации досуга детей во время осенних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей

 

 

 

 

 

 

 Задачи:

  •   Создание условий для организованного отдыха детей.
  • Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления
  • Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры
  • Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
  • Формирование у ребят навыков общения и толерантности.

Ожидаемые результаты:

            

   В ходе реализации данной программы ожидается:

  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
  • Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  • Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
  • Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
  • Расширение кругозора детей.
  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
  • Личностный рост участников смены.

 

Принципы реализации программы:

  • Принцип гуманизации отношений.   Взаимоотношения построены на основе уважения и доверия к ребенку, на стремлении привести его к успеху.
  • Принцип сотрудничества взрослого и ребёнка.  Взрослый создает условия для самостоятельного выбора ребенка, помогает самореализоваться, самоутвердиться с учетом развития каждой личности.
  •  

 

 

  • Принцип коллективности.  Общаясь и работая в коллективе, уважая и сопереживая за близкого, воспитывается социально активная личности.
  • Принцип индивидуальный успешности.  Успех помогает раскрытию потенциала ребенка и открывает перед ним новые возможности.
  • Принцип дифференцации воспитания – отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуальными  особенностями детей.

 

       Необходимость всестороннего развития детей в осенний период обусловила комплексный характер данной программы, т.е. она включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях загородного оздоровительного лагеря.

 

Направления и виды деятельности

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

  • Физкультурно – оздоровительный модуль
  • Патриотический модуль
  • Художественно – творческий модуль
  • Интеллектуальный модуль
  • Досуговый модуль
  • Трудовой модуль                      

   

Физкультурно – оздоровительный модуль

Задачи

Основные формы работы

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
  • Выработка и укрепление гигиенических навыков;
  • Расширение знаний об охране здоровья.
  • Утренняя гимнастика (зарядка)
  • Спортивная игры на стадионе, на спортивных площадках
  • Подвижные игры на свежем воздухе
  • Эстафеты, спортивные мероприятия (спортивная игра «Веселые старты»,
  • Беседы, лекции «Мое здоровье»
  • Выпуск листовок мы ЗА ЗОЖ

 

 

 

Художественно – творческий модуль

 

Задачи

Основные формы работы

  • Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.
  • Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом»,
  • Конкурсные программы
  • Творческие конкурсы
  • Игровые творческие программы («А мы умеем так!»)
  • Концерты

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

 

Трудовой модуль

 

Задачи

Основные формы работы

  • Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности
  • Воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,

 

готовности принять участие в труде.

  • Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда
  • Бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой, по отряду)
  • Общественно значимый труд.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

 

 

Интеллектуальный модуль

Задачи

Основные формы работы

  • Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
  • Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

 

  • Викторины ,конкурсы
  •  Квесты
  • Игры - лабиринты
  • Игры по станциям

 

В условиях отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Патриотический модуль

 

Задачи

Основные формы работы

Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

  • Приобщение к духовным ценностям российской истории.
  • Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!» ко дню Народного Единства
  • Подвижные   игры
  • Волонтерское движение

 

  • Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья»,

 

Досуговый модуль

Задачи

Основные формы работы

  • Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
  • Организовать деятельность творческих мастерских.
  • Мероприятия различной направленности
  • Игры
  • Проведение праздников, вечеров, конкурсов, ток-шоу,концертов и творческих проектов.
  • Тематические  ежедневные линейки.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера.

 

 

 

 

Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы  

в дни осенних каникул 

 

День/

дата

Мероприятия

 

1 день

28.10

 Давайте познакомимся.

  • Заезд
  • Игра «Чистый лист»
  • Операция уют «Дом. в котором я живу» Осенний декор.
  • Дискотека

2 день

29.10

                             Осенние приключения

  • Концерт открытия «Осенний калейдоскоп»
  • Конкурс рисунков «Осенний вернисаж»
  • Кино

 

3 день

30.10

 Осенний  каламбур

  • Квест « Загадки осени»
  • Спортивные соревнования « Осенний переполох»
  •   Хэллоуин

 

4 день

31.10

                                     Сказки осеннего  леса

  • Минутка здоровья
  • Игра «Все сказки в гости к нам» инсценировка
    • Спортивно-сказочная эстафета.
      • Дискотека сказочных героев

 

5 день

01.11

                           Веселые забавы

  • Минутка здоровья .Уличные танцы.
  • Музыкальный час «Нотный листопад»
  • Веселая спортивно-игровая эстафета
  • Минута славы

02.11

                                     День творчества

  • «Школа осенних уроков»   интеллектуальная игра
  • Праздник осени. День Урожая.
  • Дискотека «Осенний бал»

 

 

03.11

                   «День народного единства»

  • «Знакомьтесь – это мы!» -визитная карточка отрядов (народы России)
  • Страницы русской истории

 (показ слайдов и репродукций)

  • Спортивная эстафета « Доблестные воины»
  • Конкурс рисунков "Россия - Родина моя!"

04.11

«Расстаемся, друзья!»

  • .Линейка закрытия лагерной смены

 

  • Оформление книги отзывов «Мы говорим спасибо!

 

 

   Работа кружков  :

- Бумажное моделирование

- Нотный листопад – музыкальный час

- Осенняя палитра-  изо

                               

         

 

                              

 

                             

 

 

                              Устав лагеря «Школа осенних каникул»

                                          Педагоги обязаны:

  • Ø Иметь свой план работы и следовать ему.
  • Ø Организовывать активный, интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.
  • Ø Жить и творить вместе с членами отряда. 
  • Ø Предоставить каждому ребенку свободу выбора.
  • Ø Уметь понимать себя и других.
  • Ø Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня. 
  • Ø Быть искренними. 
  • Ø Помочь каждому ребенку, если ему трудно. 
  • Ø Верить в свой отряд.

 

                                              Педагог имеет право:

  • Ø Быть не руководителем, а товарищем. 
  • Ø Помогать членам отряда в реализации их идей.
  • Ø Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером. 
  • Ø Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.

 

                                                Дети обязаны:

  • Ø Неукоснительно соблюдать режим. 
  • Ø Бережно относится к имуществу лагеря. 
  • Ø Принимать активное участие во всех мероприятиях.  найти себе занятие по душе.  быть полезными для других.  верить в себя и свои силы.
  • Ø Реализовывать все свои способности и таланты. 
  • Ø Не скучать.

 

                                                   Дети имеют право:

  • Ø Иметь свою точку зрения и уметь её отстоять. 
  • Ø Разделить с педагогами ответственность за организацию жизни отряда.
  • Ø Иметь время для занятий по интересам.
  • Ø Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда. 
  • Ø Фантазировать. Изобретать. Творить.

 

 

 

 

 

               Законы и правила лагеря «Школа осенних каникул»

                                                                      (ШОК)

  • Ø Закон хозяина.   -  « ШОК» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
  • Ø Закон точности.    - Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.     Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
  • Ø Закон поднятых рук.   Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
  • Ø Каждый в ответе за то, что с ним происходит.  Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее.
  • Ø Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета. Верь в себя и свои силы. 
  • Ø Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.